среда, 5 декабря 2012 г.

Стоимость владения мобильной торговлей.


Недавно я писал об оценке стоимости запуска мобильной торговли, сегодня разовью тему и поговорим мы о стоимости владения мобильной торговлей (правда, без учёта эффективности таковой), многие разработчики козыряют туманными понтами, что какое то их ноу-хау снижает стоимость владения системой, обычно не раскрывая её. Так давайте, перечислим наиболее важные затраты и посчитаем!
1. Лицензии, и всё, что с ними связанно. Притом, что речь не о стоимости лицензий, это уже пройденный этап, а именно об их использовании:

А. Срок действия лицензии, надо ли её продлять, на каких условиях и т.д. – этот момент обязательно надо учесть.
Б. Способ лицензирования, а именно, кто управляет лицензиями, к чему они привязаны и т.д. Например, я не очень бы доверял вариантам привязки лицензий к любому мобильному железу, будь то смартфон или его карта памяти, особенно, если лицензию надо восстанавливать, или покупать заново в ряде случаев. Когда-то давно, мы регистрировали каждый КПК с помощью кодов, и в случае утраты КПК выдавали новый код по первому требованию безо всяких вопросов, позже переводя клиентов на новые версии с лицензиями на сервере, мы не заметили незапланированного увеличения лицензий в абсолютном большинстве случаев, не думаю что разработчику надо бояться серьёзного мухлежа. Настороженно я бы отнёсся и к сервисам лицензирования, когда ими управляет разработчик, иными словами, когда у тебя есть всё, что надо для работы и ты сам можешь этим управлять (в том числе и лицензиями) работается как-то спокойнее.
В. Обновление версий и лицензий. Тут не так просто, например если речь идёт о доработках – то это нельзя назвать обновлением лицензий, если речь идёт о смене мобильных платформ, например, то это тоже сложно предугадать, но, посмотрев на недавние варианты перехода на Android OS, предложенные разработчиком можно иметь представление о его политике миграции на новые платформы в дальнейшем. Если я не ошибаюсь, то варианты бесплатной замены (или совместного использования) лицензий под новую платформу предлагались единицами разработчиков, и первыми были мы (вот блин ни разу не стыдно об этом сказать), остальные почему то не обломились зарядить от 50%, до 100%(!!!) стоимости всего парка лицензий.

2. Поддержка. Тут не так всё однозначно, под поддержкой я понимаю минимум консультацию технических специалистов исполнителя и фиксированное время реакции на запросы. Если есть возможность получить консультацию и есть заявленное время реакции, то вы можете иметь представление о времени возможного простоя системы, и соответственно о возможных убытках, связанных с простоем.
Если вам кажется это неприемлемым – ряд разработчиков может оказывать платные услуги, в которые могут входить как поддержка всех уровней пользователя, так и быстрая реакция на запросы, и прочие бонусы позволяющие минимизировать простой системы за вполне конкретный прайс. Недопустимым я бы назвал дискриминацию пользователей сидящих на бесплатной поддержке, так или иначе они должны получать ответ и помощь в решении проблем со стороны разработчика, если такие грешки имеются за разработчиком – подумайте дважды, как вы будете осуществлять поддержку и во что это выльется при всех прочих условиях.

3. Отказоустойчивость системы. Этот пункт в продолжение темы поддержки, а именно, как часто она нужна, при случае попробуйте узнать такую статистику у реальных пользователей мобильной торговли, это поможет определиться в варианте тех. поддержки проекта, и возможно позволит сэкономить. По опыту и отзывам скажу, разные системы требуют разного внимания, начиная от "поставил и забыл" до ежедневных "плясок с бубном".

4. Оборудование. А именно стоимость, "ломучесть" и варианты гарантийного сервиса. В данном случае советую использовать коммуникаторы и планшеты от известных производителей и не за минимальную цену, по опыту это оптимальный вариант. И помните, чем больше отказов по причине оборудования в том числе – тем больше простоев в работе торговых представителей (бывали случаи полной замены парка устройств после попытки сэкономить).

5. Интернет трафик. Стоимость поддержки GPRS  подключения у каждого торгового представителя сегодня определяется стоимостью безлимитного тарифа, что при существующей политике операторов связи по округлению трафика выходит гарантированно дешевле.

6. Защита от морального старения системы. Способен ли разработчик предложить в будущем требуемый функционал? Покроет ли он все ваши пожелания в дальнейшем? У софта нет физического старения, зато есть моральное, планируя проект мобильной торговли, вы рассчитываете его использовать определённый срок, оцените, сможет ли разработчик оперативно реагировать на возможные запросы по доработкам и в какие сроки/суммы это может вылиться.

Ну и напоследок, мысль уже звучала, выслушав красивые речи о своём продукте от разработчика – поинтересуйтесь, как работает система у его клиентов, желательно тех, у кого проект мобильной торговли внедрён уже пару лет назад и которые сопоставимы по размеру с вашей компанией, возможно отзывы будут неожиданными.

Комментариев нет: