Как
скажет вам любой классик нашего дела, "важнейшей из функций для нас
является подсчет дебиторской задолженности".
Ну
конечно, что есть дебиторка, если говорить простым языком? Это деньги, которые
твое предприятие уже заработало. Надо только их получить.
Приравнять
работу с дебиторкой к одному варианту реализации невозможно. То есть возможно,
конечно, но получится так себе. Потому
что у всех клиентов к ней разный подход. Кто-то устанавливает отсрочку, и если
контрагент даже пару миллионов задолжает, лишь бы платил потом вовремя. Кто-то
ориентируется на объем - сто кило он в долг доверит, а сто один уже нет.
Когда-то важны оба параметра, и контора их регулирует то так, то этак для
каждого контрагента. При работе со скоропортящимися товарами оплата заказа
логичным образом привязывается к отгрузке. Вообще вид товара сильно влияет на
то, как лучше организовать дебиторку.
Помимо
общей логикии процесса клиент выбирает показатели - какие будут постоянными, а
какие переменными, и от чего эти переменные будут меняться - скажем, объем от
типа товара, отсрочка платежа от типа оплаты, скидка от общей суммы покупки,
штрафные проценты от величины просрочки.
Поэтому
мы с каждым клиентом уточняем, что нужно именно ему. Мы предлагаем несколько
базовых вариантов, но в двух третях случаев заказчик не выбирает один готовый,
а комбинирует несколько или вовсе придумывает свое.
Не
хвастаясь, скажем, что за немалые наши годы мы автоматизировали продажу,
наверное, всего, что вообще можно продать - от запчастей до колготок, от котлет
до элитного алкоголя. Разве что борзых щенков с нами не продавали. Но лекарства
и корма для них - было дело.
Однако
требования очередного нового клиента к контролю дебиторской задолженности
нет-нет да и заставят нас задуматься.
Всегда есть общие данные, которые непременно будут -
общая сумма задолженности каждого контрагента и список накладных формата номер
накладной/дата/сумма.
Можно на этом остановиться, а можно еще данные об отсрочке и частичных оплатах выводить:
Можно
каждую накладную разворачивать и смотреть список товаров с ценами.
Можно красить накладные в разные цвета в
зависимости от просрочки.
Можно
ставить всякие флажки и напоминалки, чтобы, например, при составлении заказа
агенту ни с какими списками не сверяться, а программа бы ему сама напомнила.
Можно (и нужно! потому что это очень удобно
агенту) привязывать работу с дебиторкой к другим функциям программы. Скажем,
инкассации. Чтобы агент не просто деньги собирал, а тут же указывал, в счет
каких конкретно накладных этот платеж принят. Можно потом эту финансовую
документацию распечатывать прямо с КПК.
Но инкассация и печатные документы - это уже
другая тема, тоже очень большая. Если кому интересно, пишите, поговорим об этом
в следующий раз.
Комментарии