понедельник, 20 мая 2013 г.

Путь мобилизации компании "Р" (кейс)

Производственно-сбытовая компания "Р" является лидером отрасли в своём регионе, в структуре компании несколько обособленных филиалов, есть единая управляющая компания, есть производственные площадки и отдел розничных продаж, представленный четырьмя командами торговых представителей, находящихся в разных субъектах РФ.
 Мысли об автоматизации мобильных сотрудников периодически возникали у руководства, но на тот момент, не имея опыта в подобных вопросах, было сложно сформулировать все требования к проекту мобильной торговли.

В результате было принято решение о пилотном проекте. Продукт – один из лидеров рынка на момент 2007 года в РФ, внедрять должен был один из лучших партнёров разработчика, по мнению участников проекта успех был гарантирован. В качестве пилотной площадки был выбран удалённый филиал в Барнауле. В непродолжительный срок была проведена работа по настройке обмена системы мобильной торговли с 1С заказчика, обучены пользователи. Предполагалось, что после получения обратной связи от торговых представителей будет проведена финальная настройка (а возможности настройки были серьёзные) системы, и удачный опыт будет масштабирован на всю компанию. По опыту, такая стратегия часто работает.

Однако ряд специфических особенностей отрасли, возросший аппетит не только мобильных, но и офисных сотрудников нельзя было решить только настройкой системы, требовались доработки. На этапе обсуждения доработок подключилась компания-разработчик, которая сочла требуемый функционал не универсальным и предложила решение провести доработки не в ходе подготовки следующего релиза, а в качестве отдельного проекта. Названные сроки и стоимость работ заставили на время задуматься о развитии проекта. Попытки использовать данное решение заняли несколько лет. После чего проект был остановлен и развития не получил.

Получив опыт и "набив шишки", руководство компании решило обратить внимание на продукт мобильной торговли, который можно самостоятельно дорабатывать. Это был 2009 год, в то время ярко выделялось решение от компании 1С, а именно 1С-расширение для КПК. В отличии от других решений, оно позволяло серьёзно менять не только внешний вид, но и функциональность приложения. Учитывая, что штат IT-отдела составлял несколько десятков специалистов – доработка приложения в знакомой среде 1С не составляла проблемы. На данном этапе был приобретён пакет лицензий на одну команду и началась работа по модификации приложения, суть – выполнение желаний коммерческого отдела.

Спустя практически два года работа по модификации приложения была закончена, как и сам проект. Основная причина – сильная потеря производительности решения, частые непрекращающиеся сбои в его работе. По отзывам пользователей, "невозможно работать".

Данная ситуация заставила руководство IT-отдела посмотреть на весь рынок решений мобильной торговли и устроить конкурс на выбор решения. При этом уже имелось сформулированное техническое задание, минимальные требования к самому решению (производительность, надёжность и т.д.), а так же возможность внесения изменений в приложение, при этом уже не так принципиально, чьими силами, разработчика или заказчика.

В результате выбор был остановлен на мобильной торговле Наполеон (в том числе и по причине гораздо меньшего бюджета проекта относительно других конкурсантов), пилотный проект предполагал создание приложения под все текущие требования заказчика без потери качества самого приложения. Срок реализации данного проекта (вернее, приложений, там был и van-selling) составил неприлично долгие для нас 4 месяца. Функционал приложения увеличился в несколько раз относительно базовой версии, было реализовано множество новых функций, было несколько приближений и корректировок реализации. В результате весной 2012 года первые пользователи начали работу в системе Наполеон.

На данный момент идёт третья волна доработок под новые, уникальные запросы пользователей, ни одна просьба не была отклонена и не была названа невыполнимой, бюджет всех доработок (а они действительно большие) не превысил годовую минимальную зарплату начинающего программиста.
На данный момент были реализованы следующие основные функции:
- повторено уникальное ценообразование;
- учёт товара в разных единицах измерения и веса;
- работа с заказами и возвратами, оформленными без участия торгового представителя (возможна корректировка + точный off take);
- оформление возвратов товара на основе накладных отгрузок с указанием причин и качественного состояния продукции;
- редактирование веса при продаже товара;
- сценарий работы с редактором в РМР;
- анкетирование клиентов с редактором анкет;
- заказ отчётов в 1С;
Мы даже возродили текстовый редактор печатных форм образца 2006 года для принтеров Epson LX 300, которые остались с прошлых проектов.

За весь 2012 год были автоматизированы все филиалы и практически все мобильные сотрудники компании. На текущий момент система полностью устраивает пользователей и IT-специалистов компании.


Какие выводы можно сделать из данной ситуации:
1. Перед стартом проекта необходимо чёткое понимание того, что хочется получить в итоге.
2. Далеко не всегда лидер рынка способен оправдать все ожидания клиента.
3. Самостоятельная разработка не всегда может привести к ожидаемому результату, в случае с применением конфигурируемых решений сюда добавляется ещё и ограничение самой платформы разработки (производительность / стабильность).
4. На примере крупной компании с частыми запросами на изменение функционала экономически нецелесообразно держать специалиста в штате, лучше отдавать эту задачу на аутсорсинг или разработчику (при его желании, естественно). Иными словами, серьёзного специалиста способного "тянуть" этот проект прокормить будет дороже, в случае с ротацией кадров есть риск как минимум провала по срокам.
5. Бюджет проекта не всегда пропорционален его качеству.
6. Техническое задание и оговоренные детали "на берегу" с пост-оплатной системой расчётов повышают шансы на удачную реализацию проекта.


Готов обсудить задачу или пояснить выводы.

Комментариев нет: