четверг, 11 апреля 2013 г.

Лучшая мобильная торговля

Такие поисковые запросы я вижу постоянно, в том числе и в статистике этого блога. Интересно, а находят ли ответы ищущие? Ведь речь идёт не о яблоках на рынке, а о более сложном вопросе - автоматизации мобильной торговли, к которой уже изначально есть ряд требований, которые и могут определить лучшую мобильную торговлю для заказчика, и то лишь приблизительно.
 Поэтому если вы видите безапелляционный лозунг, что некая мобильная торговля лучшая, будьте, уверены – врут! Велика доля лукавства, когда говорят, что решение имеет лучшую стоимость или надежность, так как все эти вопросы можно решить исключительно в комплексе и в рамках конкретного проекта. Например, стоимость лицензии может быть небольшой, но решение будет требовать дорогостоящего оборудования, что, несомненно, нивелирует ценовое преимущество. Или еще пример, стоимость лицензии невелика, но работы по внедрению могут оказаться неожиданно дорогими.

Чтобы не потеряться в предложениях разработчиков предлагаю использовать старый добрый метод взвешенных критериев, и естественно применительно к конкретной задаче.
Задача: автоматизировать работу 10 торговых представителей и одного руководителя. В работе торговых представителей необходимо автоматизировать сбор предварительных заказов (технология pre-selling), контроль дебиторской задолженности (свой отчёт), создание фото-отчётов в точке и контроль передвижения при помощи GPS. Это простая задача, с которой справится любая из распространённых программ, в данном примере мы не будем останавливаться на доскональном сравнении функционала, к тому же задача этого не требует (тут не надо анкетирования, мерчандайзинга, и прочего), и будем считать, что все кандидаты с ней справляются (в большинстве случаев это так). Внедрение заказчик осуществляет своими силами. Ну, и чтоб всем легче было, на предприятии 1С 8.2 УТ 11 (базовая конфигурация), так как у некоторых из кандидатов будут сложности с реализацией задачи в связке с 1С 7.7, например (у тех, кто заточен исключительно на работу с 1С без "сервера"). Видите, даже в таких вещах возможны вариации!
Что касается кандидатов, то сегодня их поможет выбрать Google:

 

Таким образом, сегодня рассмотрим 5 решений:
1. ОПТИМУМ (CDC)
2. ST – Мобильная торговля (версия для 1С)
3. Агент +
4. Моби-С
5. АСМТ Наполеон

Начнём, пожалуй. Изначально необходимо определить ряд ключевых критериев выбора мобильной торговли (желательно не более 10), таковыми для нас будут следующие 6:
1. Стоимость полного набора ПО на всех пользователей;
2. Продолжительность внедрения и трудозатраты;
3. Сложность восстановления лицензий (потеря устройства, поломка);
4. Доступ заказчика к методическим материалам;
5. Скорость доработок решения;
6. Доступность бесплатной техподдержки.
Теперь оценим по пятибалльной шкале каждое решение в разрезе этих критериев (признаюсь сразу, поставленная задача максимально коррелирует с функционалом базовой версии АСМТ Наполеон, и выиграет он):

 
Какой вывод можем сделать? Наполеон всех обогнал, а после него можно выбирать из А+, ST и Моби-С? Нет, выводы делать рано, ведь, например стоимость ПО для многих будет явно важнее, нежели доступ заказчика к методическим материалам, поэтому следующим этапом ранжируем критерии, выставляя самому важному критерию оценку 6, остальным по нисходящей, далее каждый оцененный критерий перемножаем на оценку важности.



Итак, в результате ранжирования произошли изменения, если не учитывать в этом сравнении АСМТ Наполеон (все-таки критерии подобраны под него) то следующим лидировал Агент +, при не самой малой стоимости лицензии, замечу, он сохранил 2 место. А далее произошёл разрыв между ST – мобильная торговля и Моби-С, идущих параллельно, при этом ST даже немного приблизился к Агент+, а Моби-С сильнее отстал. Аутсайдер этого сравнения остался неизменен.
Какие выводы можно сделать из этого примера.
Во-первых, даже важность отдельных критериев может изменить результат, не говоря уже о самих критериях выбора, отсюда можно сделать еще один вывод – лучшей системы мобильной торговли нет, есть критерии, позволяющие определить лидера.
Во-вторых, этот метод достаточно субъективен, если выбор делает один человек. Советую привлекать для выбора несколько лиц, владеющих информацией (не советую привлекать лиц лояльных конкретной системе мобильной торговли).
В-третьих: определите критерии выбора системы сами и так же самостоятельно найдите информацию по этим критериям в Интернете (не обращаясь к консультантам). Отсутствие информации по выбранным вами критериям уже будет нехорошим звоночком (а зачем это скрывать?).

З.Ы. Если кому-то из конкурентов кажется, что я их обидел и занизил оценки – скажите, аргументирую.

Комментариев нет: