среда, 9 марта 2011 г.

Фиксация перемещения торговых представителей.

Эта статья уже порядком устарела, вот актуальный вариант.

Достаточно часто слышу от клиентов вопросы типа: "я смогу видеть на карте, где был торговый представитель"? Эти вопросы меня уже давно не удивляют, последние несколько лет вопросы слежения за торговыми агентами стали весьма актуальны, и в первую очередь благодаря развитию аппаратной части (коммуникаторы, КПК), встретить сейчас коммуникатор без GPS-приёмника реально сложно. Иными словами, если в коммуникаторе есть такая возможность, то почему её не использовать для слежения? И эта возможность стала использоваться в подавляющем числе проектов мобильной торговли, все разработчики софта стали предлагать "свои уникальные" технологии слежения и отображения.
Получил ли заказчик надёжный инструмент контроля полевых сотрудников? Не думаю.

Как работает технология GPS (Global Positioning System)?
Система GPS функционирует на основе орбитальных спутников, передающих на приёмники находящиеся в устройствах радио сигнал, в гражданском диапазоне точность позиционирования может достигать нескольких метров (в военном – нескольких миллиметров).

Точность определения координат напрямую зависит от количества спутников, от которых мы можем принять сигнал, в идеале их должно быть от трёх одновременно.

Кроме того, у приёмника GPS есть время старта, за которое он определяет доступные ему спутники и начинает фиксировать координаты.
Вроде бы всё просто, но как обстоят дела на практике?

Во первых: время старта GPS - приёмника может значительно различаться в зависимости от модели коммуникатора (даже если используется одинаковый чип) и варьируется в среднем от одной до двадцати (!) минут. В это время желательно не передвигаться и находиться на открытом пространстве, на улице.
Во вторых: GPS - координаты невозможно фиксировать в помещении и везде где нет открытого пространства над головой.
В-третьих: раз речь идёт о коммуникаторах, то для фиксации координат в конкретной программе должны быть выставлены аппаратные настройки для этой программы (порт, скорость приёма), и очень желательно, чтобы параллельно не использовались навигационные программы, которые могут занимать выбранные порты и мешать сбору координат в программе мобильной торговли.
Это лишь основные моменты, которые требуют осознанных действий пользователя, только вот вопрос, а пользователь, за которым собираются следить будет их выполнять? Будет ли торговый представитель каждый раз включая программу, или выходя из помещений послушно стоять под открытым небом и ждать, когда загорится значок связи со спутниками? Не возникнет ли у него соблазн покопаться в настройках или установить навигационную программу? Не сомневайтесь, никто не станет досконально выполнять эти требования.
Ну, а если захочет намеренно обмануть систему, и немного поэкспериментирует – он сделает это в подавляющем числе случаев с любой программой, что бы ни говорил разработчик, так как банально "заглушить" сигнал для приёмника сможет любой человек представляющий технологию работы GPS (мне рассказывали про пищевую фольгу, багажник автомобиля и т.д.).

Получается, что наличие GPS - приёмника совсем не гарантирует возможность фиксации перемещения мобильных сотрудников? В случае с КПК – да. В случае с коммуникаторами – нет.
Операторы сотовой связи уже несколько лет предлагают услугу определения местоположения на основе сигнала базовых станций, при этом добиваясь значительной точности. Одно НО, стоят эти услуги очень не дёшево.
Однако, подобные данные можно получить и самостоятельно, не прибегая к платным услугам операторов.
Давайте на чистоту, так ли принципиально знать, что, передвигаясь по разработанному маршруту, торговый представитель свернул именно на этом повороте, или создал заказ в радиусе пяти метров от координат торговой точки? Если торговый представитель явно нарушает предписанный маршрут, то вряд ли он будет находиться на той же улице при создании заказа или долго перемещаться по территории закреплённой за ним. С очень большой вероятностью он будет находиться где угодно, но не в близи "своих" торговых точек, иначе, какой резон ему их не посетить (за качество посещения могут отвечать временные характеристики и фото-отчёты)?
На данный момент, мы используем не только фиксацию GPS - координат, а так же и GSM - координат, если первые получить не удаётся.
Точность при этом естественно меньше (десятки или даже сотни метров), но всё равно, с большой долей вероятности мы можем утверждать, был торговый представитель в точке или не был (этому способствуют дополнительные факторы, желающие могут угадать - какие, позже о них напишу).
Отказоустойчивость такого варианта фиксации перемещения на порядок выше, так как чувствительность GSM приёмника намного выше, его сложно будет заглушить подручными средствами, при этом, сохраняя возможность работы. Координаты фиксируются везде, где есть сотовая связь, кроме того, этот вариант практически не влияет на разряд батареи, что даёт возможность долгой автономной работы.

Единственный минус – прервать сбор GSM - координат можно отключив GSM - приёмник коммуникатора, но сбор координат продолжится при его включении (все-таки это достаточно рискованно, быть вне сети, да и заказы не отправить, в любом случае выговор обеспечен).

Замечу, я не против GPS фиксации координат, со всеми их плюсами и минусами, я за то, чтобы функция фиксации перемещения работала всегда (или почти всегда), а не спотыкалась о человеческий фактор или просто плохую погоду.

3 комментария:

Владимир Сальников комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

Зачем? Разве это повышает эффективность. Слежка за работником недоверие. Они так же будут относится к вам и к клиентам...

Владимир Сальников комментирует...

Ухты, коммент на запись трёхлетней почти давности, вот свежее статья http://blog.grsoft.ru/2013/04/blog-post_22.html
А на возражения отвечу:
1. А вы не следите (это настраивается)
2. это не отвлекает и не мешает работе.
3. Они и без этого будут относиться плохо, или не будут, это зависит от руководства.